Прежде всего мне хотелось бы отметить некоторые ограничения, которые нужно иметь в виду, когда на катехизации речь заходит о евхаристических чудесах. Затем будут перечислены их положительные аспекты, которые могут оказать помощь во время катехизации.
1) ОГРАНИЧЕНИЯ
- Основание нашей веры – это не евхаристические чудеса, а учение
Господа Иисуса, принятое с верою под действием Святого Духа. Мы веруем,
потому что уверовали в проповедь (см. Гал 3:5). «Fides ex auditu,
auditus autem per verbum Christi» – «Итак вера от слышания, а слышание
от слова Божия» (Рим 10:17). Проповедь основана на Слове Христа. «Вера
есть акт разума, который под воздействием воли, ведомой милосердием
Божиим, свободно принимает Божественную истину» (св. Фома Аквинский,
Summa Theologiae, II-II, q.2, a.9,c).
Краеугольным камнем нашей веры в Евхаристию является Христос, Который в Своей проповеди предсказал установление Евхаристии, а затем и учредил ее на Тайной Вечере с апостолами в Великий Четверг.
С тех самых пор Церковь, верная повелению Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор 11:24), – с постоянством и великой верою празднует Евхаристию, особенно в воскресенье – в день, когда Иисус восстал из мертвых, – и будет совершать это, «доколе Он придет» (1 Кор 11:26).
- Христианин не обязан верить в евхаристические чудеса. Даже если чудеса официально признаны Церковью, члены Церкви могут в них не верить. Каждый христианин волен вынести по этому поводу собственное суждение. Обязательным для веры не является ни одно из «частных откровений», даже если оно одобрено Церковью.
- В целом, однако, христианин не должен исключать возможности того, что воля Божья может проявляться чрезвычайным образом – в любой момент, в любом месте, при любых обстоятельствах, в жизни каждого человека. Сложность состоит в том, чтобы распознать, имело ли место сверхъестественное вмешательство Бога в каждом конкретном случае.
- Осмотрительность Церкви перед лицом сверхъестественных феноменов (таких как евхаристические чудеса) вполне оправданна, поскольку, помимо прочего, существует риск впасть в следующие заблуждения:
- полагать, что Бог «забыл» нам что-то сообщить при учреждении Евхаристии;
- преуменьшать важность воскресной Евхаристической литургии;
- придавать чрезмерное значение чудесному и сверхъестественному и, как следствие, недооценивать «повседневное измерение» в жизни верующего и Церкви;
- легко поддаваться внушению и иллюзиям.
Чтобы Церковь одобрила евхаристическое чудо, необходимы следующие условия:
- данное событие не должно противоречить вере или нравственности;
- его можно сделать достоянием гласности;
- верующим должно быть позволено в благоразумной форме выражать поклонение.
Хотя никто не обязан верить в евхаристические чудеса, христиане должны почтительно относиться к тем чудесам, подлинность которых признана Церковью.
2) ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Евхаристические чудеса могут стать действенным подспорьем в нашей вере.
- Они позволяют нам отстраниться от видимого, воспринимаемого чувствами
мира и признать существование чего-то за его пределами. Коль
скоро евхаристическое чудо признается сверхъестественным феноменом,
оно не может быть объяснено с точки зрения научных фактов и умозаключений.
Оно находится вне повседневного опыта человека и призывает выйти за
пределы осязаемого, видимого, людского – то есть признать, что существует
нечто непостижимое, необъяснимое с позиций одного лишь человеческого
разума, нечто такое, что не может истолковать и воссоздать наука.
- Они дают возможность в ходе катехизации перейти к разговору об общем Откровении, о его важности для Церкви и христиан. Евхаристические чудеса – это чрезвычайные события, которые случились после того, как Иисус учредил Евхаристию, после событий, описанных в Новом Завете, – можно сказать, что после окончания общего Откровения.
Что такое общее Откровение?
Общее Откровение имеет следующие черты:
- В нем Бог открывал Себя людям, начиная с Авраама, и вел их далее через пророков к Иисусу Христу.
- Оно нашло отражение в обеих частях Библии: в Ветхом и Новом Завете.
- Оно предназначено для всех людей и человечества в целом, для всех земель и всех времен.
- Оно принципиально отличается – не только по степени, но и по самой сущности – от так называемых «частных откровений».
- Оно венчается воплощением Христа и оканчивается со смертью последнего из апостолов Нового Завета, с которым неразрывно связана Церковь.
Почему общее Откровение оканчивается Христом и смертью последнего апостола?
Потому что Откровение было совершено через Иисуса Христа, и в Нем Бог явил Себя во всей полноте.
«Он, Единородный Сын Божий, ставший человеком, есть совершенное и окончательное Слово Отца. С посланием Сына и даром Святого Духа Откровение уже завершено, хотя на протяжении веков христианской вере надлежит постепенно проникать в глубины его смысла» (Катехизис Католической Церкви: Компендиум. № 9).
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр 1:1-2).
Одним словом, Сын Божий, ставший Человеком, есть единственное, совершенное и непревосходимое Слово Отца, Который в Нем говорит все, и не будет иного Слова, кроме этого.
«Поскольку Он дал нам Своего Сына, который есть Слово Его, у Бога нет иного Слова, которое он дал бы нам. Он разом все сказал нам в этом Едином Слове» (св. Иоанн Креста).
«Итак, христианское домостроительство, поскольку оно – новый и окончательный завет, никогда не прейдёт, и уже нельзя ожидать нового всеобщего Откровения до явления во славе Господа нашего Иисуса Христа» (Документы II Ватиканского собора: Догматическая конституция Dei Verbum, 4).
Каковы следствия данных положений, касающихся общего Откровения?
Вот некоторые из следствий:
- Бог христиан верен и заслуживает доверия. Откровение основано на Священном Писании, а не на частных посланиях, которые позже были дарованы некоторым чадам Церкви.
- Не следует ожидать от Бога нового откровения вплоть до возвращения во Славе Господа Иисуса Христа, Который установит «новое небо и новую землю» (2 Петр 3:13), чтобы Бог Отец был «все во всем» (1 Кор 15:28).
- Церковь основана на неповторимом событии Священной истории и на слове Библии; ее миссия состоит в том, чтобы хранить и толковать общее Откровение, проникать в его глубины и свидетельствовать о нем перед людьми. Это возможно благодаря особой помощи Духа Святого, который ведет Церковь, позволяя ей полнее постигать ее величайшее сокровище – Иисуса Христа.
- Общее Откровение требует от нас веры: «И действительно, в нем Сам Господь, посредством человеческих слов и при посредничестве живой церковной общины, говорит с нами и с людьми всех рас, языков и наций, по всей земле и во все времена. Уверенность, что говорит именно Господь, вселяет в меня веру в то, что я нашел саму Истину; подобная вера не может быть проверена ни одной формой человеческого знания. Именно на этой уверенности и строю я свою жизнь, на нее полагаюсь и в смерти» (Конгрегация Вероучения. «Фатимское послание», с. 34).
- И все-таки, хотя Откровение и завершено, оно не всегда полностью доступно нашему разумению. Христианской вере предстоит стремиться к его пониманию, погружаться в него все глубже, непрестанно его исполнять, верно и мужественно свидетельствовать о нем перед людьми. Именно так мы постепенно постигаем его смысл на протяжении веков.
- Евхаристические чудеса помогают нам постичь и прожить нашу веру, центр которой – Христос в истории и в Евхаристии. Чудеса помогут нам, если мы будем стремиться к Христу, а не отрываться от Него. Они способны умножить личную веру христиан – и даже людей далеких от религии. Следовательно, чудеса полезны в той мере, в какой они обращают нас к Евхаристии, учрежденной Христом и совершаемой каждое воскресенье. Они способны послужить вере. Они не могут и не должны ничего добавить к уникальному и окончательному дару Христа – Евхаристии, но они могут стать смиренным напоминанием об этом даре, послужить его плодотворному и глубокому познанию. Нам предложена эта помощь, но мы сами можем решать, прибегнуть к ней или нет.
- Евхаристические чудеса побуждают нас понимать, ценить и любить Евхаристию.
Они способны раскрыть перед человеком тайну, красоту и богатство Евхаристии. В Компендиуме «Катехизиса Католической Церкви», утвержденном и опубликованном папой Бенедиктом XVI, говорится:
«Евхаристия – источник и вершина всей христианской жизни. В Евхаристии достигают своей вершины освящающие нас действия Бога и наше поклонение Ему. Она заключает в себе все духовное благо Церкви: Самого Христа, нашу Пасху. В Евхаристии выражены и реализованы общение Божественной жизни и единство Народа Божия. Через совершение Евхаристии мы уже здесь соединяемся с Небесной литургией и предвкушаем вечную жизнь» (№ 274).
- Мы не должны забывать, что Евхаристия – это истинное, великое и нескончаемое ежедневное чудо.
- Это таинство: «Таинства – это установленные Христом и вверенные Церкви видимые и действенные знаки благодати, через которые нам дается Божественная жизнь… Таинства действенны ex opera operato («по самому факту совершения [священнодействия]»), потому что Сам Христос действует в них и сообщает благодать, которую они знаменуют, независимо от личной святости служителя» (Катехизис Католической Церкви: Компендиум. №№ 224, 229).
- Это воскресное таинство par excellence. Мы должны всегда помнить о том, что именно во время служения Мессы в наших церквях совершается самое обычное и доступное для всех чудо.
«Евхаристия – это Жертва Тела и Крови Господа Иисуса, которую Он установил, чтобы непрерывно увековечивать, вплоть до Своего второго пришествия, Крестную Жертву, вверив тем самым Своей Церкви воспоминание о Своей смерти и Своем Воскресении. Евхаристия – знамение единства, узы милосердия, Пасхальный пир, на котором мы получаем Христа, и наша душа преисполняется благодати и обретает залог вечной жизни» (Компендиум, № 271).
Несомненная правда состоит в том, что самое главное и поразительное чудо случается каждый раз, когда бы ни праздновалась Евхаристия, в которой Иисус Христос присутствует «уникальным и несравненным образом. Он присутствует в ней воистину реально и сущностно: Телом и Кровью, душой и Божественным естеством. Следовательно, в Евхаристии таинственным (сакраментальным) образом, то есть под видом Евхаристического хлеба и вина, присутствует всецелый Христос – Бог и Человек» (Компендиум, № 282). Он воистину совершает перед нами Крестную Жертву и предлагает нам в пищу и питие Свое Тело и Свою Кровь, соединяя нас с Собою и друг с другом, давая нам пропитание в нашем земном странствии к небесной отчизне.
Это таинственное чудо par excellence, торжество, на которое все мы приглашены, особенно в воскресенье, чтобы вместе с Церковью преломить Хлеб – «врачевство бессмертия, противоядие против смерти, залог вечной жизни во Иисусе Христе» (св. Игнатий Антиохийский).
- Было бы полезно использовать святилища, где случались утвержденные Церковью евхаристические чудеса, для церковных служб (в особенности же для таинства Примирения), а также совершать катехизацию и дела милосердия в других местах молитвы и евхаристической духовности.
- Евхаристические чудеса неразрывно связаны с народным благочестием.
Многие евхаристические чудеса являются результатом народного благочестия и в нем же отражаются, посылая ему новый импульс и порождая его новые формы. Это не исключает того, что они могут оказывать воздействие на саму литургию, как это показывает праздник Corpus Domini. Литургия – это критерий, это жизнь Церкви, во всей ее полноте окормляемой непосредственно Евангелием.
Монсеньор Рафаэлло Мартинелли
Ректор Международного богословского колледжа св. Карла
Представитель Конгрегации Вероучения
|